TY - JOUR TI - Московские учителя и реформа образования T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - реформа образования KW - школа KW - подушевое финансирование KW - системы оплаты труда KW - учителя AB - Гаспаришвили Александр Тенгизович — кандидат философских наук, заведующий лабораторией изучения общественного мнения Института комплексных исследований образования МГУ им. М.В. Ломоносова. Эл. адрес: gasparishvili@yandex.ru Адрес: Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1.Крухмалева Оксана Валерьевна — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник лаборатории изучения общественного мнения Института комплексных исследований образования МГУ им. М.В. Ломоносова. Эл. адрес: kruhoks@yandex.ru Адрес: Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1.Рассматриваются результаты социологического исследования «Московский учитель сегодня», проведенного в 2011 г. Особое внимание уделено анализу мнений московских учителей об изменениях, происходящих в средней школе и в их социальном положении в связи с реформированием образования.Опрос показал, что проблемы реформирования образования волнуют абсолютное большинство московских учителей. Половина респондентов отрицательно относится к образовательной реформе и более половины пессимистично оценивают практику ее реализации. Из направлений реформирования школьного образования положительные оценки учителей получили профилизация старшей школы и новые образовательные технологии. Хуже всего московские учителя относятся к нормативному подушевому финансированию и ЕГЭ. Представлены также мнения педагогов о возможности принятия самостоятельных педагогических решений.Данные проведенного исследования свидетельствуют о высокой рабочей нагрузке учителей. Предполагается, что ее увеличение связано с выполнением учителями функций классного руководства, которое в рамках реформирования претерпело существенные изменения. Кроме того, учителя единодушно отмечают негативное влияние на педагогическую деятельность обилия бумажной работы.Рассматривается переход на новую систему финансирования. Материальное положение московских учителей по сравнению с российскими учителями из других регионов, согласно ответам респондентов, относительно благополучное, что может свидетельствовать об эффективности внедрения новой системы оплаты труда.Представлены мнения учителей о значимости внебюджетных доходов школы для их материального положения. Предполагается, что отсутствие в учительской среде единого мнения по этому вопросу может быть связано с тем, что почти половина респондентов не принимает участия в деятельности каких бы то ни было общественных органов управления образованием. AU - О. В. Крухмалева AU - А. Т. Гаспаришвили UR - https://archive_vo.hse.ru/2012--4/100624044.html PY - 2012 SP - 59-68 VL -